Главная страница Страницы жизни Портретная галерея Великие сражения Корабли Экспедиции Напишите нам
К началу
 

Страницы жизни

Город Ломоносов и его окрестности тесно связаны с развитием русского флота со дня его основания. Начало военно-морской истории Ораниенбаума положил Александр Данилович Меншиков.

Золотыми буквами в историю отечественного флота и города Ломоносова-Ораниенбаума вписаны имена великих русских адмиралов, живших в нашем городе.

Александр Данилович Меншиков
Самуил Карлович Грейг
Алексей Самуилович Грейг
Николай Семенович Мордвинов
Макар Иванович Ратманов
Богдан Андреевич Баратынский
Петр Федорович Анжу
Федор Петрович Литке
Иван Петрович Белавенец
Юрий Александрович Пантелеев

Ораниенбаум и Российский Флот

Важнейшее место в историческом развитии России заняла борьба за выход к морю и укрепление морских побережий.

В 1700 году Пётр I начал войну за освобождение исконно русских земель, за выход к морю. Осенью 1703 года, осмотрев остров Котлин, Пётр I распорядился: «В море делать крепость!». Крепость  назвали Кроншлот. Пётр I заботился о быстром завершении строительства форта Кроншлот, гаваней и складов для флота. Строительными работами в Кронштадте (так стала называться крепость на острове Котлин) управлял генерал-губернатор Петербурга Александр Данилович Меншиков. Для удобства наблюдения за строительством Кронштадтской крепости Пётр I дарит Меншикову чухонскую мызу на южном берегу Финского залива. На месте этой мызы и была построена усадьба «Ораниенбаум». Подступы к усадьбе со стороны залива были затруднены и для удобства сообщения был прорыт канал.

Ораниенбаум с первых лет своего существования становится важным узловым пунктом, через который шло снабжение флота. Посмотрев на герб Ораниенбаума каждый понимает, что это герб приморского города. Об этом нам напоминают внешне скрещённые якоря, перевитые синей лентой Владимирского ордена.

Ораниенбаум, как и Кронштадт, служил полигоном для испытания морских технических новинок. В 1834 году французским изобретателем Шато была проложена телеграфная линия Петербург – Ораниенбаум – Кронштадт. В середине XIX века по дну залива проложили кабель для электротелеграфа, а в конце века именно в Ораниенбауме морской офицер, изобретатель радио Александр Степанович Попов проводил свои первые опыты «телеграфирования без проводов». Здесь, в южной части Финского залива, испытывались первые отечественные образцы мин и торпед. В годы Крымской войны английские корабли угрожали Петербургу и Кронштадту. В заливе были расставлены мины, впервые изобретённые русским учёным Борисом Якоби. Возглавлявший английский флот адмирал Нэпир испугался гулких разрывов подводных мин и увёл свою эскадру из залива.

В 1864 году кронштадтский предприниматель, судовладелец Михаил Осипович Бритнев перестроил своё судно «Пайлот» в ледокол, который ходил ежедневно до открытия навигации три раза в день с пассажирами в Ораниенбаум. В 1899 г. от Ораниенбаума в Кронштадт совершил свой первый рейс новый русский ледокол «Ермак». Он был построен по чертежам и наблюдениям адмирала Степана Осиповича Макарова в Англии.

Судьба Ораниенбаума тесно связана с флотом и в XX веке. В революционных событиях и боевых действиях во время Гражданской войны в Ораниенбауме и на южном побережье залива участвовало много ораниенбаумских и кронштадтских моряков. Из Ораниенбаума в 1919 году отправились соединения на штурм мятежных фортов «Красная Горка» и «Серая Лошадь», а в 1921 г. – для подавления мятежа в Кронштадте. В 1922 году в Ораниенбауме был создан отдельный авиагидроотряд, а с 1925 года - дивизион морской авиации.

Найти на сайте :

 

Design by CG
© 2003
Используются технологии uCoz